Сарнацкая Ирина Петровна

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»


Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие : «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей».

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием и речевого развития. Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которое требует как работы всей руки, так и мелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном учреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что непосредственно связано с развитием мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую.

«Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения».

Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. По мере роста ребенка его движения совершенствуются и становятся более разнообразными. У него вырабатываются определенные навыки и умения.

Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода, способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Следует отметить, что именно в этом возрасте одна из рук начинает доминировать и выполнять преимущественно главные действия в разных видах деятельности. Это дает основание причислить ребенка к "правшам" или "левшам".

Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка. В этот период повышается роль слова в процессе двигательного обучения. Поэтому, для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. Сочетание словесной инструкции и наглядного примера дает наиболее эффективный результат.

Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг. По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Чем более развита кора головного мозга, тем совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в головном мозге, речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она является ее частью. Именно поэтому можно утверждать, что мышление, речевые и двигательные способности организма взаимосвязаны между собой.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.

Пальчиковые игры являются важной частью работы не только педагогов, но и родителей по развитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к письму.

Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь.

9. Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию малыша.

11. Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).

Использование пальчиковых игр предполагает тренировку трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления. Продолжительность пальчикового игротренинга в младшей группе составляет 10 минут. Вначале игры необходимо выполнять движения вместе с ребенком. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми.

Развитие мелкой моторики во многом зависит от взрослых, поэтому взрослые должны уделять должное внимание этому вопросу.

Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики.

Использование пальчиковых игр на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.

8 апреля 2023 в 21:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.